Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«КРЕЙСЕР»
(USS Indianapolis: Men of Courage)

США, 2016, 128 мин., «Hannibal Media/MVP Films/Saturn Films»
Режиссер Марио Ван Пиблз, сценаристы Кэм Кэннон и Ричард Рионда Дель Кастро
В ролях Том Сайзмор, Николас Кейд, Мэтт Лантер, Томас Джейн, Брайан Пресли, Джеймс Ремар

Сюжет фильма основывается на реальных событиях. Во время Второй мировой войны тяжелый крейсер типа «Портленд» ВМС США «Индианаполис» доставил на американскую военную базу на острове Тиниан части атомной бомбы «Малыш», которая предназначалась для бомбардировки Хиросимы. 30 июля 1945 года на обратном пути корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии и затонул через 12 минут. В течение следующих 4 дней команда крейсера в ожидании помощи вынуждена была выживать в море под палящим солнцем, отбивая нападения акул…
«Индианаполис» (USS Indianapolis, CA-35)-американский тяжелый крейсер типа «Портленд». Потоплен 30 июля 1945 года. Катастрофа крейсера вошла в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава (883 человека) в результате одного затопления. «Индианаполис» стал последним крупным кораблем ВМС США, потопленным во Второй мировой войне. Заказан для флота США в 1930 году, стал вторым и последним кораблем в серии тяжелых крейсеров типа «Портленд». Изначально проектировался как легкий с обозначением CL-35, но 1 июля 1931 года в соответствии с Лондонским морским соглашением был переклассифицирован в тяжелые со сменой номера на СА-35. Вся серия из восьми кораблей проектировалась в качестве легких крейсеров как развитие крейсеров типа «Нортхэмптон», но достроены были всего два корабля (остальные шесть вместе с полученными наработками во время строительства были закончены как новый тип крейсеров-«Нью-Орлеан»). Заложен 31 марта 1930 года корпорацией New York Shipbuilding, спущен на воду 7 ноября 1931 года (почти на полгода ранее, чем заложенный раньше первый корабль серии-«Портленд»). Принят на службу 15 ноября 1932 года. За время службы крейсер получил 10 боевых звезд за участие в боях Второй мировой войны. 30 июля 1945 года, вскоре после выполнения миссии по доставке критически важных частей первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан, корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии. Корабль затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 утонули вместе с кораблем. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. За 4 дня, проведенных в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией, нападениями акул и сильными галлюцинациями. По некоторым оценкам около 60-80 моряков погибло из-за нападений акул, это считается одной из крупнейших акульих атак. Помощь пришла только 2 августа, когда плавающих заметил патрульный самолет PV-1 Ventura. Прибывшим спасателям удалось поднять только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались. Перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трех станциях. Ни одна из них не среагировала на сообщение: командир первой был пьян, командир второй приказал подчиненным не беспокоить его, а командир третьей решил, что это обман японцев. На слушаниях в Сенате в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута «Индианаполиса» крейсере, переданное с I-58 в штаб, но оно также было проигнорировано. 18 августа 2017 года обломки крейсера были обнаружены исследовательской группой, деятельность которой финансировал Пол Аллен, на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров. При этом точное местоположение обломков не разглашается. Капитан Чарльз Маквэй III, который командовал кораблем с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели судна, в день крушения ему исполнилось 47 лет. В ноябре 1945 года он был привлечен военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных маневров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение, не обеспечив противолодочный эскорт. Позже сам капитан атаковавшей японской подлодки I-58 Мотицура Хасимото засвидетельствовал, что даже исполнение кораблем противоторпедных маневров не принесло бы никакого результата, и корабль все равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с малой дистанции, две из которых попали в цель. Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор Маквэя и восстановил его в должности. Маквэй ушел в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала. Многие выжившие с корабля утверждали, что вины капитана в гибели судна нет, в то же время некоторые члены семей погибших думали совсем наоборот. В 1968 году Маквэй застрелился из наградного револьвера. В октябре 2000 года Конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквэя по обвинению в гибели крейсера, резолюция была подписана президентом США Биллом Клинтоном. В июле 2001 года главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Маквэя от каких-либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера.