Доктор
Дэвид Крейн, талантливый патологоанатом, обвиняется в хладнокровном убийстве
собственной жены. Она была бы единственным человеком, способным снять
с Крейна камень тяжких обвинений. Но ее воспоминания умерли вместе с ней.
А что если не умерли? Крейн открывает метод, позволяющий одному человеку
пережить наиболее яркие впечатления другого человека путем инъекции специально
обработанной спинномозговой жидкости. Он знакомится с молодой научной
сотрудницей, которая проводит подобные эксперименты на животных. Но для
работы с человеком она еще не готова, так как появляются побочные явления
в виде огромных нагрузок на сердце. Крейн тайно берет из ее лаборатории
экспериментальный препарат и вводит себе, предварительно приняв большую
дозу сердечных лекарств. Он выходит на след предполагаемого убийцы жены,
который в тот вечер находился в их доме, но тот во время полицейской облавы
погибает. Подозрения Крейна так и остаются подозрениями. Он берет спинномозговую
жидкость погибшего преступника, снова вводит себе и раскрывает параллельно
еще несколько преступлений. В конце концов, его расследование приводит
к настоящему убийце, которым оказывается шеф полиции, который одновременно
был любовником его жены…
Неплохая фантастико-утопическая лента, основанная на неуемном желании
американцев по мгновению волшебной палочки раскрывать преступления. Но
все не так просто, и для придания большей правдоподобности была добавлена
толика реалистичности в виде осложнений на сердце, которые появились у
Крейна. Воспоминания-есть одно из самых приятных ощущений человека и играть
ими так не стоило бы. Джон Дал, глубоко пропитанный кинематографической
культурой режиссер, по-своему реагирует на веяния времени, что характеризует
его как незаурядного мастера. В отличие от многих режиссеров, которые
практикуют компилирование сцен виденных-перевиденных, он трансформирует
и воссоздает мир, который выглядит оригинальным. Детектив-любимый жанр
режиссера, и каждая из его работ есть триумф жанра. Вспомним «Убей меня
снова» (1989), которая возрождает фигуру, живущую личной жизнью, «Придорожное
заведение» (1994), где смешаны потоки крови гангстерского фильма и
вестерн, наконец, «Последнее соблазнение» (1994), превосходную вариацию
на тему роковой женщины. В своем четвертом фильме режиссер вступает в
новый жанр-фантастику. Идея, согласно которой можно под эффектом некоего
вещества восстановить воспоминания другого человека, сугубо кинематографическая.
Воспоминания перестают быть элементом конструкции повествования, чтобы
стать двойной реальностью индивидуума. Действие начинается с виртуозных
и глубоко оригинальных эпизодов, где Рэй Лиотта впрыскивает себе воспоминания
других, видя их глазами происшедшие события и становится зрителем невыносимого
внутреннего кино. Вдруг прошлое и настоящее сталкивается, и ловкие эффекты
монтажа сосуществуют с пугающими драматическими эффектами. Единственный
недостаток картины в том, что предпочитаемый жанр Джона Дала, детектив,
опошлен сюжетом фильма и порабощен традиционным полицейским расследованием.
В наличии серийный убийца, третирующий город, жена героя в качестве жертвы,
садист-полицейский в роли главного обвиняемого и другие обычные элементы
голливудского детектива создают несоответствия с характером сюжета, который
заслуживает совсем другого обращения. На международном кинофестивале детективных
фильмов в Коньяке картина получила
приз зрительских симпатий. Бюджет картины составил 18 миллионов долларов.