Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВИККИ»
(Vicki)

США, 1953, 85 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер Гарри Хорнер, сценарист Дуйат Тейлор по книге Стива Фишера
В ролях Джинн Крейн, Жан Петерс, Эллиотт Райд, Ричард Бун, Макс Шоуолтер, Карл Бетц, Аарон Шпеллинг

Уставший после нескольких лет напряженной работы лейтенант нью-йоркской полиции Эд Корнелл приезжает в провинциальную гостиницу в Нью-Джерси, чтобы отоспаться в течение недели. Во время регистрации он замечает в свежем номере нью-йоркской газеты портрет модели Викки Линн и сообщение о ее убийстве. Корнелл немедленно звонит в Нью-Йорк шефу отдела убийств капитану Дональду, требуя отозвать его из отпуска и поручить расследование убийства модели ему. По прибытии в полицейский участок Корнелл видит, что на допрос уже приглашены промоутер Стив Кристофер, который занимался карьерой Викки, и ее сестра Джилл Линн. Корнелл приступает к допросу с пристрастием измученного Кристофера, который вспоминает историю своих отношений с Викки: Несколько месяцев назад Кристофер и влиятельный газетный обозреватель Ларри Эванс возвращались с премьеры новой пьесы, где в главной роли играл их друг, популярный актер Робин Рэй. Увидев сквозь витрину кафе красивую официантку Викки Линн, Кристофер и Ларри зашли внутрь и заговорили с ней. Кристофер стал убеждать девушку, что сможет сделать из нее успешную фотомодель, и пригласил ее в свой офис. На следующий день Викки пришла. Кристофер одел ее в дорогое вечернее платье и привез в престижный клуб, где устроил ее фотосъемку для прессы в компании Рэя. В клубе Кристофер окончательно убеждает Викки, что с его помощью станет в Нью-Йорке топ-моделью при условии, что она будет много и усердно работать. Викки клянется во всем его слушаться. Параллельно капитан Дональд ведет допрос Джилл. Она рассказывает, что после возвращения из клуба поведение Викки сильно изменилось. Уровень ее амбиций резко возрос, но Джилл все равно во всем поддерживала сестру. На следующее утро Кристофер заехал, чтобы забрать Викки. Джилл проявила беспокойство в отношении его намерений, однако Кристофер уверил ее, что у него с Викки чисто деловые отношения, показав ей заметку в газете с упоминанием Викки в колонке светской хроники, которую ведет Ларри. На протяжении нескольких следующих месяцев известность Викки стал стремительно расти. Вскоре ее портреты стали появляться на уличных рекламных плакатах и на обложках популярных журналов, а сама Викки стала выступать в престижном ночном клубе. Однако за два дня до убийства Джилл стала свидетельницей сцены в клубе, когда Викки неожиданно объявила Кристоферу и Ларри, что успешно прошла экранные пробы, и через день уезжает сниматься в Голливуд. Кристофера эта новость привела в шок, так как он проделал огромную работу по продвижению ее карьеры, заключил несколько рекламных контрактов, которые надо выполнять. Он считает, что Викки поступила непорядочно, разорвав таким образом их отношения. Викки отвечает, что благодарна Кристоферу за все, что он для нее сделал. Вместе с тем, она добилась многого сама, и поскольку на нее есть спрос, она будет дальше развивать свою карьеру без его помощи. Кроме того, она намекает, что освобождает для Джилл место около Кристофера. Действие вновь возвращается в полицейский участок, где Дональд спрашивает, не замечала ли Джилл вокруг Викки каких-либо подозрительных людей. Джилл вспоминает, что когда Викки еще работала официанткой, какой-то странный человек крутился вокруг кафе, с явным, но непонятным умыслом разглядывая ее сквозь витрину. В этот момент Джилл с ужасом для себя видит, как в кабинет входит Корнелл, в котором она узнает того самого человека. Однако Корнелл успокаивает ее, утверждая, что просто следил за порядком в кафе, где работала Викки, так как оно находится на территории его участка. Затем по просьбе Корнелла Джилл рассказывает об автомобильной прогулке после того, как Викки сообщила Кристоферу об отъезде в Голливуд. На этой поездке втроем настояла Джилл, рассчитывая в ходе нее примирить Кристофера с Викки. Во время поездки Викки попросила Кристофера отвезти ее на следующий день в аэропорт. Затем она снова заявила, что он и Джилл, наверняка, рады избавиться от нее, так как влюблены друг в друга. Корнелл обращает внимание на слова Викки «избавиться от нее». Затем Джилл сообщает, что в тот момент, когда она пришла домой и обнаружила тело Викки, Кристофер уже находился в квартире, говоря, что пришел, чтобы отвезти ее в аэропорт. После этого Корнелл утверждает, что Кристофер и является убийцей. Однако по указанию капитана Кристофера и Джилл отпускают, после того, как становится известно об исчезновении Гарри Уилльямса, который работал консьержем и телефонным оператором в доме, где жили Викки и Джилл. Уилльямс становится главным подозреваемым. Ночью у себя в квартире Кристофер ворочается в кровати, и никак не может уснуть. Включив свет, он в ужасе видит, что в его спальной сидит Корнелл, хладнокровно заявляющий, что добьется казни Кристофера на электрическом стуле за убийство Викки. На следующий день выясняется, что Гарри ездил к родителям в соседний город, и с него снимают подозрения. Капитан Дональд приказывает Корнеллу допросить Рэя, при этом Корнелл в свою очередь добивается права на повторный допрос Кристофера. Корнелл приглашает их в кинозал, где показывает киносъемку выступления Викки, при просмотре которой у Рэя начинается истерика. Он сознается в том, что влюбился в Викки и признался ей в этом, но она над ним только посмеялась. Однако вскоре выясняется, что у Рэя есть алиби на момент убийства, и его отпускают. После похорон Джилл собирается переехать на новую, меньшую квартиру. Собирая вещи, она обнаруживает записку от Кристофера к Викки, в которой говорится, что «после вчерашнего» чем скорее Викки «уйдет, тем будет лучше». Решая разобраться в том, что Кристофер имел в виду, Джилл звонит ему и договаривается о встрече. После совместно вечера в ресторане Джилл, в ходе которого Кристофер заявляет ей, что не любил Викки и не убивал ее, Джилл верит ему, и решает отдать компрометирующую его записку. Вернувшись в квартиру, Джилл возвращает Кристоферу его записку. В этот момент Корнелл, который прятался в шкафу, выхватывает записку и надевает на Кристофера наручники. Корнелл вновь обвиняет Кристофера в убийстве и угрожает ему смертной казнью. В этот момент Джил, чтобы спасти Кристофера, неожиданно для себя бьет Корнелла сзади по голове, и тот теряет сознание. В испуге Кристофер решает бежать через крышу здания, так как на улице послышался шум полицейской сирены. Джилл провожает его на крышу и там признается, что любит его, они целуются. Перед расставанием Кристофер говорит, что на всякий случай его можно будет найти в круглосуточном кинотеатре. Вскоре Кристофер звонит Джилл и просит ее приехать в автомастерскую, чтобы помочь снять ему наручники. Однако когда Джилл подъезжает к мастерской полиция ее задерживает и препровождает в участок. Кристофера однако не находят, и он самостоятельно перепиливает ножовкой наручники. Корнелл понимает, что Джилл нет смысла держать в участке, и он дает указание выпустить ее на свободу, потому что она в конечном итоге приведет полицию к Кристоферу. Вернувшись домой, Джилл начинает перебирать бумаги, обнаруживая несколько одинаковых карточек, которые вкладывались в букеты цветов, ежедневно возлагаемых на могилу Викки. На каждой карточке было написано: «До завтра — потому что я обещал». Джилл направляется в круглосуточный кинотеатр, о котором упоминал Кристофер, и показывает ему карточки. Кристофер вспоминает, что этими словами Эванс подписывает свою колонку, и отправляется к нему домой. Эванс признает, что это он отправлял цветы на могилу Викки, так как перед ее отъездом в Голливуд пообещал ей ежедневно в течение двух недель отправлять букеты «туда, где она будет». Затем он признается, что непосредственно перед убийством, он провожал Викки до самой квартиры. Когда выясняется, что Викки забыла свой ключ дома, они хотят взять ключ-вездеход у Гарри, но того не оказывается на месте. Эванс забирается по пожарной лестнице, и войдя в квартиру Викки, чувствует там запах сигаретного дыма, но не придает этому внимания. Сопоставив то, что Гарри не было на месте в момент убийства, а в квартире Викки был найден окурок сигареты его марки, Кристофер догадывается, это Гарри убил Викки. Он решает пойти на хитрость и просит Джилл позвонить Гарри по телефону и несколько раз сказать голосом сестры: «Это Викки. Зачем ты сделал это?» Услышав эти слова, Гарри пришел в крайнее психическое возбуждение, и в этот момент появившийся Кристофер смог добиться от него признания в убийстве. Гарри также говорит, что уже несколько дней сознался во всем Корнеллу, который вычислил его во время бегства в другой город, но тот пообещал, что ему ничего не будет. Появляется полиция и уводит Гарри. Разозленный тем, что Корнелл все знал, но все равно продолжал его преследовать и пытался подставить, Кристофер с разрешения полиции направляется к Корнеллу домой. Ворвавшись в квартиру Корнелла, Кристофер с изумлением обнаруживает там алтарь со свечами и цветами перед многочисленными фотографиями Викки. Корнелл признается, что он был страстно влюбился в Викки еще в тот момент, когда она была официанткой, и дала ему надежду, однажды пригласив в кафе. Затем он обвиняет Кристофера в том, что тот забрал ее от него, резко переменив ее жизнь. Кристофер говорит Корнеллу, что на самом Викки ненавидела его, после чего Корнелл дает ему пистолет и умоляет застрелить его. Кристофер отказывается это сделать, после чего появляется полиция и арестовывает Корнелла. Кристофер и Джилл берутся за руки, целуют друг друга и уходят по улице, на которой плакаты с портретом Викки заклеивают плакатами с изображением новой красотки…
Фильм поставлен по роману Стива Фишера «Я пробуждаюсь с криком», впервые изданному в 1941 году, и рассказывает о расследовании убийства девушки из провинции, которая только начала делать успешную карьеру в шоу-бизнесе. Среди подозреваемых в убийстве оказывается целая группа людей, начиная от ее сестры и заканчивая ее промоутером, который ради собственного спасения находит настоящего убийцу. В 1941 году по этому же роману студия «Двадцатый век Фокс» поставила фильм «Ночной кошмар», с Бетти Грейбл, Виктором Мэтьюром, Кэрол Лэндис и Лэйрдом Крегаром в главных ролях. Как пишет киновед Дэвид Хоган, «автор бульварных романов и голливудский сценарист Стив Фишер добился настоящего прорыва в 1941 году с романом «Ночной кошмар», отвратительной историей о развращенном голливудском копе, который пытается подставить невиновного человека в убийстве. Фильм повысил ставки Фишера в Голливуде», и 1943 году по его истории была поставлена военная драма «Место назначения Токио» (1943), принесшая ему номинацию на Оскар. Вскоре по сценариям Фишера были поставлены фильмы-нуар «Джонни Эйнджел» (1945), «Рассчитаемся после смерти» (1947), «Леди в озере» (1947, сценарий Фишера по роману Рэймонда Чандлера), «Блокпост» (1951), «Город, который никогда не спит» (1953) и «Викки» (ремейк «Ночного кошмара») и «Пол-акра ада» (1954). «В 1964-68 годах Фишер писал для продюсера А. С. Лайлса сценарии низкобюджетных вестернов, в которых главные роли исполняли постаревшие звезды 1940-50-х годов. Кроме того Фишер писал сценарии военных фильмов, легких детективов, криминальных разоблачительных фильмов и около 25 лет проработал на телесериалах». Гарри Хорнер в качестве художника постановщика был удостоен «Оскаров» за фильмы «Наследница» (1950) и «Мошенник» (1961), и номинирован на «Оскар» за фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (1970). Вместе с тем, как режиссер Хорнер не добился особых успехов, поставив лишь семь фильмов, самыми заметными среди которых стали фантастический фильм «Красная планета Марс» (1952) и фильмы-нуар «Осторожней, моя милая» (1952) и «Дикая вечеринка» (1956). Джин Питерс начинала свой путь в кино с развлекательных исторических приключенческих мелодрам «Капитан из Кастильи» (1947) и «Анна-королева пиратов» (1951) и серьезного исторического эпика Элии Казана «Вива, Сапата!» (1952). В 1953-54 годах Питерс снялась сразу в трех фильмах-нуар «Происшествие на Саут-стрит» (1953), «Ниагара» (1953) и «Проект убийства» (1954), и в двух популярных вестернах «Сломанное копье» (1954) и «Апач» (1954). Джинн Крейн была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль в драме «Пинки» (1949) о расовых взаимоотношениях в южных штатах США. Среди других картин с ее участием-фильмы-нуар «Бог ей судья» (1945), «Опасный круиз» (1953) и «Порванное платье» (1957), мелодрамы «Квартира для Пегги» (1948) и «Письмо трем женам» (1949), а также комедии и мюзиклы. В целом, после выхода картины на экраны критики оценили ее довольно сдержанно. В частности, Босли Кроутер в «Нью-Йорк таймс» написал: «В свете того факта, что «Ночной кошмар» (1941 года) был не такой уж выдающейся картиной, не удивительно, что и его легкая переделка не стала впечатляющим драматическим блюдом». Как и ее предшественник, эта картина снова пытается «тяжеловесно сбить зрителя с толку в отношении того, кто убил эффектную, непостоянную девушку в тот момент, когда она собиралась покинуть своих благодетелей ради работы в Голливуде», замечая, что «ответ не трудно понять, даже если вы никогда не видели «Ночной кошмар», который выдал злодея столь же явно, как и эта картина». Выделив удачные актерские работы Джин Питерс, Джинн Крейн и Эллиотта Рида, «которые делают все возможное, чтобы при бойкой режиссуре Гарри Хорнера показать, что они разыгрывают захватывающую историю», Кроутер тем не менее замечает, что, все было бы ничего, если бы «история не была бы столь явно натянута и надумана, а мистер Бун не носил бы на себе отметину, буквально говорящую, кто здесь злодей». Историк кино Спенсер Селби отмечает, что эта «вторая экранизация классического саспенс-романа Фишера использует сложную композиционную структуру с флэшбеками для изображения сурового нуарового мира эгоизма и извращенной мечты». По словам Денниса Шварца, это «грамотная психологическая история, создающая циничный мир, в котором гламур шоу-бизнеса противопоставляется унылому существованию обычного гражданина». Майк Кини считает, что это «сильный по саспенсу фильм с крепкой актерской игрой, особенно, со стороны Крейн и Буна», отметив также, что роль телефонного оператора в фильме сыграл «совсем молодой Аарон Спеллинг, который впоследствии стал успешным телепродюсером и отцом Тори». С другой стороны, Дэвид Хоган назвал эту картину «пресным и вялым ремейком, который поставил бродвейский и кинохудожник Гарри Хорнер», далее указав, что фильм отличается «невыразительной серой гаммой» и «смотрится банально и избито». Хоган отмечает, что поставленный в 1941 году фильм «Ночной кошмар» «перенес место действия романа Фишера из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, и с такими актерами, как Виктор Мэтьюр, Бетти Грейбл и Кэрол Лэндис добился широкого успеха, который побудил «Двадцатый век Фокс» на долгую и плодотворную разработку жанра фильм-нуар». Многие критики обратили внимание, что «Викки» является поразительно точным ремейком «Ночного кошмара» (по крайней мере, в плане сценария). Однако, как пишет Батлер, «поразительно, что это довольно легко забываемый фильм. Разница заключается в составе актеров и в режиссере, и это разница имеет решающее значение. Матьюр и Грейбл в старом фильме внесли в свои роли звездную мощь и поразительно сильный талант (что не всегда можно было сказать об этих актерах). Получив те же самые роли (и в значительной степени те же реплики) в «Викки», Эллиотт Рид и Джинн Крейн просто не дотянули до них по своему уровню». Батлер отмечает, что «материал фильма достаточно силен, чтобы удерживать внимание-но он значительно уступает своему предшественнику». Шварц отмечает, что «к концу фильма среди основных персонажей не остается ни одного, кто не вызывал бы у зрителя беспокойство. Викки использовала людей и бросала тех, кто ей помог, ограничиваясь не более чем словом «спасибо». Корнелл-безжалостный полицейский, безумие которого достигло криминальных масштабов. Ларри Эванс знакомился с людьми только с точки зрения того, как они могут помочь его колонке. Мотивы Стива Кристофера в продвижении лишенной таланта Викки подозрительны. Эгоистичный Робин может думать только о себе. Джилл пытается добиться парня своей сестры. А убийцей оказался отчаявшийся молодой человек, который получил от Викки отказ». По мнению Батлера, «Эллиотт Рид-законченный легковес, не способный придать роли ничего, кроме поверхностного прочтения-и в придачу он раздражает. Крейн никогда не была особенно выдающейся актрисой; при тщательной проработке с внимательным режиссером она могла бы выдать крепкую игру, но в «Викки» она просто обозначает роль. Самым разрушительным является однако Ричард Бун в роли, которую Лейрд Крегар сделал мгновенно запоминающейся. Буна нельзя сравнивать с Крегаром; он мощен (конечно, мощнее своих партнеров), но он банален и, в конце концов, вызывает раздражение. Он не столько несет угрозу, сколько властное присутствие. Ему должен был помочь Хорнер, но тот как будто не интересовался ничем, кроме операторской работы и общих указаний». Хоган также отмечает, что «игравший иногда главные роли Эллиотт Рид выглядит здесь как легковес-что вполне соответствует содержанию фильма, так как в этой версии в центре внимания находится не дилемма Кристофера, а беспринципная натура Викки (близкая к персонажу Энн Бакстер в фильме «Все о Еве»). А доминирующий Ричард Бун в роли Корнелла хотя запугивает и издевается, однако не внушает той сюрреалистической угрозы, которая была столь естественна в трактовке Лейрда Крегара». Кроутер также пишет, что Ричард Бун в роли детектива не оставляет ни малейших сомнений в том, что он «криминально безумен», он «жестоко и коварно надругается над несчастным пресс-агентом, которого играет Эллиотт Рид, хандрит с видом помешанного гоблина и время от времени бормочет как колдун».