Середина девятнадцатого века. Уилльям Тэдлок ведет переселенцев
на запад Америки, чтобы создать там новое поселение. Тэдлок-строгий предводитель,
который одинаково требователен как к себе, так и к остальным участникам
похода. По дороге путешественникам приходится пережить множество несчастий,
а после убийства индейского мальчика испытать на себе всю силу правосудия…
Хороший вестерн. Дебютный фильм Салли Филд («Полицейский и бандит», 1977;
«Герои», 1977; «Хупер», 1978), любимой женщины Берта Рейнольдса. Интересно,
что Ричард Уидмарк и Роберт Митчум не ладили на съемочной площадке с Кирком
Дугласом из-за того, что тот хотел лично узурпировать контроль над съемками,
игнорируя режиссера Эндрю Маклаглена. Во время съемки сцены переправы
через реку Лола Олбрайт едва не утонула. Ее вытащили из-под воды наполовину
без сознания, она ночь провела в госпитале, а когда вернулась на съемочную
площадку два дня спустя, в этой сцене ее заменяла дублерша. Картина анонсировалась
к производству еще в 1956 году с Бертом Ланкастером, Гари Купером и Джеймсом
Стюартом в главных ролях. Хотя впервые проектом заинтересовались еще в
1951 году, два года спустя после опубликования романа. Проект планировался
для Джона Уэйна. Одну из ролей предлагали Максу Фон Сюдову. Интересно,
что в своих воспоминаниях Чарльтон Хестон писал, что ему настойчиво предлагали
главную роль Уилльяма Тэдлока.
Из журнала «Искусство кино». Все жанры хороши, кроме скучного. «Дорога
на Запад»-вестерн по внешним жанровым признакам и ода по целевой установке.
Свойственные оде медлительность и величавость сами по себе отнюдь не противопоказаны
эстетике вестерна: вспомним «Крытый фургон» Джеймса Крузе, где вынужденная
неторопливость движения переселенцев через необжитые просторы континента
рождала неторопливость сюжетную-неторопливость, нисколько не мешавшую,
впрочем, тому качеству, которое американские кинематографисты называют
«tension» (умение держать зрителя в напряжении). Фильм Крузе с неизбежностью
вспоминается еще и потому, что «Дорога на Запад»-о том же: те же сороковые
годы девятнадцатого века, та же нетронутая, умиротворяющая красота пустынных
ландшафтов, и те же люди, стронувшиеся с родных мест и отправившиеся искать
счастье на дикий тогда еще Запад. В этом сюжетном повторе нет ничего зазорного-да
он и не первый, этот повтор, и, видимо, не последний, поскольку сюжетом
здесь, как говорится, сама жизнь. Так же как нет ничего зазорного и в
избранной авторами интонации оды, воспевания. Жаль, конечно, что воспевают
они слишком уж в лоб: трижды на протяжении фильма звучит за кадром мощный
потусторонний хор, прославляющий подвиги пионеров. Но с хоровым пением
еще можно было бы как-то примириться, тем более что сопровождаются им
самые, пожалуй, удачные, с изобразительной точки зрения, эпизоды, где
действие почти замирает и в широкоэкранном кадре, вобравшем в себя все
краски и даже, кажется, запахи прерий, медленно движется на общем плане
цепочка фургонов с переселенцами. Не хочется примириться с другим. С тем,
во-первых, что, не доверившись естественному движению сюжета, авторы картины
в изобилии ввели в нее набившие оскомину клише: и невротичку, отказывающую
почему-то мужу в исполнении супружеских обязанностей, и чуть-чуть несовершеннолетнюю
девицу, у которой вышеназванный чужой муж ищет утешения, и ужасно симпатичного,
почти совсем-совсем взрослого веснушчатого мальчугана, влюбленного в нее
и прощающего ей. Все это перемежаемое время от времени песнями и плясками,
а также всеми возможными видами насильственной смерти, призвано, очевидно,
подстегнуть неторопливый сюжет, и он действительно начинает мчаться вскачь,
громыхая, дребезжа и разваливаясь на ходу. Дальше-хуже. Воспевая и прославляя
вполне достойные и воспевания и прославления подвиги пионеров, авторы
фильма претендуют и на некую философичность. Всем этим мальчикам и девочкам,
разобиженным мужьям и истеричкам-женам, всем этим пляшущим, поющим, ревнующим,
любящим, готовящим пищу, охотящимся, иногда умирающим мужчинам и женщинам,
всем им противопоставлен в фильме один: сильная личность, герой. Непонятый
и одинокий, он ведет их твердой рукой к одному ему видимой цели, к одним
им прозреваемой земле обетованной. Ему нелегко, этому человеку с железной
челюстью и железной волей, ему, пожалуй, тяжелее, чем всем тем, кто с
радостной и слепой верой следует за ним. Он вынужден порою быть безжалостным.
Но разве не оправдана вся его крутость великой целью, к которой он их
ведет? Этого супермена-фанатика играет Кирк Дуглас. Играет скверно, в
полноги, что в данном случае даже и хорошо, ибо будь его герой-сенатор
Соединенных Штатов Уилльям Тэдлок-сыгран в полную силу, захоти актер копнуть
поглубже-картину окончательно перекосило бы, и перед нами была бы не только
заявка на оду, не только средней руки вестерн, но и нечто вроде притчи
о пастыре и стаде, герое и толпе. И пусть бы даже звучали в ней те же
самые песнопения, воспевала бы она совсем нс то, что достойно воспевания.
По счастью, не получилось и притчи: фильм со всей его жанровой чересполосицей
попросту скучен.