White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie  White Zombie

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

White Zombie

«БЕЛЫЙ ЗОМБИ»
(White Zombie)

США, 1932, 69 мин., ч/б, «United Artists»
Режиссер и продюсер Виктор Гальперин, композитор Ксавьер Кугат
В ролях Бела Лугоши, Мадж Беллами, Джон Харрон, Роберт Фрезер

Гаити. Нелл и Мадлен, молодая американская чета, направляются к помещику Бомонту, с которым они познакомились на судне, идущим из Нью-Йорка. В разгар депрессии и безработицы он обещал найти работу молодому человеку. Бомонт приглашает Нелл и Мадлен на свою свадьбу. Пастор удивлен внезапным проявлением гостеприимства со стороны Бомонта. На самом деле Бомонт безумно влюбился в Мадлен. Он идет к своему соседу, колдуну Мердру Лежандру. Тот является крупным землевладельцем, на плантациях сахарного тростника которого работают зомби, то есть живые мертвецы, не обладающие собственной волей, но наделенные сверхъестественной силой. Бомонт спрашивает у Лежандра, как ему покорить Мадлен. Колдун дает ему эликсир, одной капли которого достаточно, чтобы подчинить себе любое существо. Хотя этот способ внушает отвращение, Бомонт устраивает так, чтобы Мадлен перед свадьбой понюхала розу, но которую он капнул эликсир. В это время Лежандр отрезает голову на фотографии Мадлен и поджигает ее. Мадлен вскоре заболевает странной болезнью и умирает. Лежандр идет на кладбище вместе со своими слугами-зомби. Людьми они были его врагами, а теперь стали рабами: доктор, министр, глава банды, палач. Зомби выкапывают гроб Мадлен и отвозят его в поместье Бомонта. Нелл узнает от пастора об исчезновении гроба своей возлюбленной. Вскоре пастор, знаток местных суеверий, начинает докапываться до истины. Тем временем Лежандр оживляет Мадлен, которая остается в усадьбе с влюбленным в нее Бомонтом. Но вскоре Бомонт устает смотреть на Мадлен, непрерывно играющую на пианино, с пустыми и печальными как смерть глазами. «Верни ей улыбку»-умоляет он Лежандра. Вместо ответа колдун дает ему понюхать каплю своего эликсира. Бомонт становится парализованным и не способным вымолвить ни слова. Нелл приближается к скале, на которой находится поместье Лежандра. Он слышит голос Мадлен. Ему удается проникнуть в усадьбу. Лежандр, используя свои гипнотические способности, пытается сделать так, чтобы Мадлен заколола себя ножом. Но чья-то рука высовывается из-за занавеса и мешает ей это сделать. Появляются зомби Лежандра. Нелл пытается стрелять в них. Но это бесполезно: зомби неуязвимы для пуль. Пастор спасает Мадлен и усыпляет Лежандра. Больше не находясь под влиянием колдуна, зомби бросаются в море. Мадлен узнает Нелла. Тем временем Лежандр оживает и пытается пустить в ход против своих противников последнее средство: капсулу с эликсиром. Но Бомонт находит в себе силы выбросить ее в пропасть, куда падает и сам. Мадлен шепчет Неллу: «Я была в бреду»…
Если следовать хронологии, это первый значительный фильм, затрагивающий тему зомби. Продюсированный братьями Гальпериными, Виктором и Эдвардом, снятый на студии «Artistes Associes», фильм обязан помощи студии «Universal» в части технических и художественных средств. Благодаря великолепному гриму Джека Пирса («Человек, который смеется», 1928; «Дракула», 1931; «Франкенштейн», 1931; «Мумия», 1932; «Человек-невидимка», 1933; «Али-Баба и сорок разбойников», 1944; «Ночь в раю», 1946; «Убийцы», 1946; «Красавица и чудовище», 1962), исполнению Белой Лугоши роли, очень близкой к Дракуле, в которой он снялся годом ранее, а также своеобразным декорациям, фильм вошел в анналы классики ужасов. Оригинальность картины состоит в фантастическом климате неповоротливости и статичности. Обычно эти элементы рассматриваются как недостатки, но здесь были признаны главными достоинствами фильма. Нужно отметить замедленность действия, искусственную романтичность, странность декораций, использование необычно окрашенных занавесов и задних планов, назойливую музыку на основе оперного хора, необычность статуса живых мертвецов и колдуна Лежандра, использование звука, не позаботившегося о точности, но достаточного, чтобы стимулировать воображение. Когда герой спрашивает, кто такие зомби, Бела Лугоши отвечает: «Для тебя, мой друг, они ангелы смерти!» Зомби изображены здесь существами заснувшими и находящимися под гипнотическим контролем своего господина. Они могут, выйдя из-под его влияния, идентифицировать свою личность, свою индивидуальность и вернуться к обычной жизни. По крайней мере, именно это происходит с героиней, что находится в явном противоречии с фильмами на тему зомби, поставленными в 40-60 годах. Они не пожиратели человеческой плоти, как в фильме Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968), а старомодные немые рабы. Оказывается, зомби-это совершенные рабочие, они не говорят, им не нужно платить, им даже не нужен профсоюз! Сравните этот фильм, например, с такими картинами, как «Я гуляю с зомби» (1943, режиссер Жак Турнер) и «Зомби Мора-Тау» (1957, режиссер Эдвард Кан). Фильм был снят за 11 дней при бюджете 50 тысяч долларов. Гонорар Белы Лугоши составил 1 тысячу, о чем он впоследствии очень сожалел, ибо в прокате картина принесла огромное количество денег своим продюсерам. Использовались те же декорации и члены съемочной бригады, что были заняты в картинах студии «Universal» «Дракула» и «Франкенштейн». Виктор Гальперин никогда не добивался большего успеха, даже с продолжением этой картины под названием «Восстание зомби» (1936). Движения Белы Лугоши были с точностью повторены им же самим в картине Эда Вуда «Невеста монстра» (1956). Очень кстати пришелся его восточноевропейский акцент, добавивший колорита его персонажу Лежандра, сделав его еще больше «не от мира сего». По заголовку этого фильма Роб Зомби взял название своей первой группы. До середины 60-х годов прошлого века оригиналы картины считались утерянными.