Доктор
Лао, владелец цирка и старый китайский колдун, прибывает в небольшой американский
городок Авалон. Во время своего пребывания в городке маг появляется перед
горожанами в различных образах, чтобы продемонстрировать им все их недостатки
и подчеркнуть их духовное убожество. Например, он способствует возникновению
любви между честным журналистом и учительницей-вдовой, перед сыном которой
Лао появляется в обличье Бога Пана. Также он помогает журналисту в его
компании против алчного бизнесмена Клинта Старка, который хочет купить
весь город, так как узнал, что вскоре поблизости будет проложена железная
дорога. В образе слепого святого Аполлона Тианского он предсказывает будущее
самой большой сплетнице в городе: «Вы живете в нескончаемой тоске и душевной
пустоте. Когда вы умрете, никто и не вспомнит о вас, и о том, что вы жили!»
Превратившись в змею, он появляется перед взором Клинта и обращает его
внимание на всю его мерзость, физическую и моральную. В облике Горгоны
он ошеломляет старую скептически настроенную женщину, заявляя, что ее
муж превратится в статую. Он превращается в Мерлина и помогает только
что прибывшей в городок женщине. Он помогает восстановить выпуск газеты,
разоренной Старком. Когда доктор Лао решает, что он совершил достаточно
хороших дел, он решает незаметно исчезнуть. Но чтобы не подорвать веру
жителей города в его предсказания, он устраивает следующий фокус. Из небольшого
существа, находящегося в банке, на глазах людей вырастает огромное чудовище
из озера Лох-Несс и съедает доктора Лао. Жители города, которым Лао рассказал
о Вольдеркане, который был поглощен монстром за свою жадность, не продают
город Старку. Когда цирк уезжает, то оставляет городок более свободным,
чистым и лучшим, чем когда он был по его прибытии…
Восхитительная фантазия, очень редкая в кинематографе, наполненная трюками
и превосходным гримом. Своеобразная моралистическая сказка для детей,
язвительная и даже жестокая социальная сатира для взрослых. Этот дуализм
картины, поставленной в стиле вестерна, привел в замешательство зрителей
и способствовал ее огромному провалу. Однако в зрелищном плане картина
заслуживает только самых лучших слов. Например, чтобы снять монстра озера
Лох-Несс понадобилось двадцать кукол различного размера и три месяца съемок,
чтобы получился девятиминутный эпизод. Первоначально режиссер планировал
снимать в роли доктора Лао Питера Селлерса. Гример Уилльям Таттл получил
почетный «Оскар» за эту картину. Это всего один из двух почетных «Оскаров»,
доставшихся гримерам. Вторым был Джон
Чамберс за грим к картине «Планета
обезьян» (1968). На обыкновенный «Оскар» претендовали создатели спецэффектов.
Из-за провала картины Джордж Пал вернулся в большое кино лишь спустя четыре
года, а также больше никогда сам не садился в режиссерское кресло.