Героиня никак не может
вспомнить, как она очутилась во Флоренции и зачем отправилась в картинную
галерею Уфици. Удалось воссоздать в памяти лишь эпизод, как, залюбовавшись
одним из полотен, она вдруг потеряла сознание и рухнула на пол. Много
позднее из беседы с психоаналитиком выяснилось, что подобный странный
недуг всю жизнь мучил Стендаля, и он подробно описал его в одном из своих
произведений. Этот синдром может производить галлюцинации, удвоение личности
и даже привести жертву к самоубийству. В гостиничном номере, куда героиня
вернулась, у нее вновь от напряжения закружилась голова, и девушка погрузилась
в глубокий сон: будто она опять вошла в картину и именно там увидела тело
изнасилованной и зверски убитой девушки и услышала голос инспектора полиции
Манетти: «Это уже десятая жертва в Риме. Во Флоренции были совершены аналогичные
преступления-там были изнасилованы три женщины. Поезжай туда, Анна, и
займись расследованием». Ситуация начала проясняться. Значит, она-инспектор
римской полиции Анна Манни и в надежде найти преступника отправилась в
галерею Уфици. Именно там психопат-убийца по имени Альфредо узнает о том,
кто «сидит у него на хвосте» и пытается использовать болезнь Анны в своих
целях. После чего начинается странная игра в кошки и мышки. Синдром Стендаля-это
способность человека сильно-до обморока-воспринимать картины, переносясь
в изображенную на холсте реальность. Грань между внутренним и внешним
оказывается размыта, и потому для Анны столкновение с маньяком оказывается
роковым. Ужас настолько входит в ее плоть и кровь, что даже после смерти
убийцы ей все еще кажется, что он жив. Новые трупы только подтверждают
это-но и без столь зримых знаков присутствия мы понимаем, что Анна права:
соприкоснуться со злом-значит впустить его в свою душу. Отвернись от картины,
поверни глаза зрачками внутрь-то, что ты различишь во внутренней тьме,
навсегда лишит тебя покоя. Теперь даже зажав уши руками, ты расслышишь
шаги, даже сквозь закрытые от ужаса веки легко различишь руки убийцы.
Ближе к финалу фильм становиться чуть более традиционным, чем хотелось
бы, выруливая на проторенную дорожку «giallo». Но кульминационная сцена
в логове убийцы, во время которой в Анне просыпается дремавшая доселе
разрушительная сущность, безусловно, имеет право называться классической…
Запутанный, жестокий и кровавый фильм, как всегда у Дарио Ардженто. Много
хороших сцен, хорошей музыки. Сцен сексуального насилия много, но ни единой
части обнаженного женского тела не показано. Бережет отец дочку, но та
в роли инспектора полиции неубедительна. Развязка неожиданна, но труднообъяснима.
Сложный фильм для интеллектуального зрителя. Дарио Ардженто использовал
в этом фильме идею, что и искусство может быть опасным. «Синдром Стендаля»
снят после путешествия режиссера в США, где он сделал картину «Травма»
(1992). В обоих фильмах главную женскую роль играет его дочь Ася, дебютировавшая
в 11 лет в картине «Демоны-2»
(1987) Ламберто Бавы,
снятой по сценарию ее отца. В дальнейшем сотрудничество дочери и отца
продолжалось и, учитывая жанровую специфику фильмов Ардженто, подобный
тандем выглядит немого жутковато-особенно если учесть, что руки убийцы,
которые мы видим едва ли не в каждом фильме режиссера, принадлежат ему
самому. Впервые в своей карьере режиссер использовал компьютерные спецэффекты
(также это произошло впервые в истории кино всей Италии). Название фильма
пришло от реальной болезни, впервые научно диагностированной во Флоренции
в 1982 году. Свое имя она получила от французского писателя Стендаля,
который страдал подобными приступами в 1817 году. Интересно, что, по мнению
экспертов, болезнью в большей или меньшей степени страдает 80% всего человечества.
Сам Дарио Ардженто имел печальный опыт такого приступа, который оставил
у него неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь. Картину планировали
снимать в США с Дэрил Ханной в главной роли, но планы провалились, и киношники
вернулись в Италию. На главную роль первоначально рассматривались Бриджит
Фонда и Дженнифер Джейсон
Ли. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США
номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучший VHS-релиз. При бюджете в 3, 8 миллионов долларов картина в прокате
Италии собрала 5, 5 миллиардов итальянских лир.