Давным-давно
в далекой Галактике беспорядки охватили звездную республику. Причиной
этих проблем стало налогообложение торговых путей, которые вели в отделенные
уголки Галактики. Надеясь решить эту проблему блокадой и военными звездолетами,
Торговая федерация-межгалактический криминальный синдикат, стремящийся
установить свой контроль над всеми межпланетными маршрутами-также прекратила
все поставки на маленькую планету Набу. Она создает мощный флот боевых
звездолетов и нападает на Набу. Правящая на планете юная королева Падме
Амидала обращается за помощью к Верховному канцлеру. Пока республиканский
конгресс бесконечно обсуждал эту тревожную цепь событий, Верховный канцлер
тайно направил двух рыцарей-джедаев, опытного Куи-Гон Джина и молодого
Оби-Ван Кеноби, хранителей их мира и правосудия в Галактике, уладить этот
конфликт и выяснить масштаб угрозы и найти способ противостоять ей. На
болотистой и бесплодной планете Татуин они встречают девятилетнего мальчика
Анакина Скайуокера, мечтающего стать пилотом межпланетного звездолета
и обладающего сверхъестественным даром. Он мечтает водить звездолеты,
не подозревая, что ему уготована другая судьба: ему суждено стать Лордом
тьмы и служить жестокому императору Палпатину. Эти трое-единственные,
кто способен одолеть безжалостный преступный синдикат…
Первый из трех эпизодов, отсутствовавших почти двадцать лет, из знаменитой
трилогии, объясняющий предысторию «Звездных войн»:
откуда взялись космические повстанцы, кто такие джедаи, как один из лучших
и благородных рыцарей Галактики Дарт Вейдер перешел на сторону темных
сил, как коварный император Палпатин вообще пришел к власти и почему начались
звездные войны. Сняв первую трилогия космической саги, в которой всего
девять частей, Джордж Лукас хотел пролить свет на темную предысторию восстания.
Охватывая сорок лет, предшествующих «Звездным войнам», начальная трилогия
концентрирует внимание на восхождении императора, разрушении старой республики
и рождении Дарта Вейдера. История молодого Оби-Ван Кеноби, только что
окончившего академию джедаев магистра Йоды, и обольщение рыцаря-джедая
темной стороной «силы»-также в центре повествования трех первых частей.
«Призрачная угроза» и два фильма-продолжения будут историей упадка добродетели,
потери свободы и, наконец, падения старой республики. Спустя двадцать
с лишним лет хочется объяснять, почему новый фильм Джорджа Лукаса хуже
трех предыдущих. «Призрачная угроза» не оправдывает наших ожиданий: до
этого в каждом новом фильме Лукас готовил для зрителя какой-то сюрприз:
Дарт Вейдер оказывался отцом Люка, принцесса Лея-его сестрой, мертвые
джедаи появлялись снова и так далее. На этот раз знакомая по трилогии
картина мира почти не претерпела изменений. Правда, появилась новая планета
Мабу и новая раса гунгамов, да еще были сказаны какие-то невнятные слова
про микроорганизмы, живущие в крови джедаев. Гораздо хуже то, что в отличие
от пятого и шестого эпизода, повествовавших не только о космических сражениях,
но и о борьбе Добра и Зла в душе человека, новый фильм опять возвращает
нас в простой мир 1977 года. В результате падает напряжение: достаточно
сравнить битву эвоков с солдатами Империи в «Возвращении
джедая» с кульминационным сражением в «Призрачной угрозе». Здесь Зло
совсем не опасно, оно механистично и предстает в облике андроидов, которых-в
отличие от Дарта Вейдора-даже не жалко. Будущий Император, конечно, мерзавец,
а пестролицый противник джедаев-умелый воин, но ни в одном из них нет
той притягательной силы, которая чувствовалась в главном антигерое снятых
ранее эпизодов. Возможно, Джордж Лукас слишком положился на спецэффекты
и не стал детально прорабатывать идеологический пласт картины. Однако
спецэффектов явно недостаточно для создания по-настоящему мощного фантастического
фильма. Достаточно сравнить «Призрачную угрозу» с «Пятым
элементом», чтобы увидеть, что все компьютерные достижения не отменяют
необходимости прописать характеры и делать выразительные монтажные стыки.
За прошедшие со времени постановки трилогии двадцать лет Лукас вырастил
свою собственную империю-продюсерскую компанию «Lucasfilm» и-самое знаменитое
детище-студию спецэффектов «Industrial Light and Magic», приложившую руку
к множеству крупных проектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази
и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшие спецэффекты и костюмы, а номинировала за лучшую режиссуру, грим,
актера (Нисон), актера и актрису второго плана (Эван Макгрегор и Пернилла
Август), юного актера и актрису (Ллойд и Портман) и как лучший фантастический
фильм года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты, звук
и монтаж звуковых эффектов. Английская киноакадемия номинировала картину
на свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты и звук. Фильм получил
анти-приз «Razzie» за худшего актера второго плана (озвучивавший Джар-Джар
Бинкса актер Ахмед Бест), а номинировался за худшую режиссуру, сценарий,
актера и актрису второго плана (Джейк Ллойд и Натали Портман), дуэт (Ллойд
и Портман) и как худший фильм года. Декорации были построены только в
рост обыкновенного человека. Остальное пространство дорисовывалось компьютером.
Но Лайам Нисон оказался таким высоким, что для него дополнительная постройка
декораций обошлась в 150 тысяч долларов. События этого фильма разворачиваются
за 32 года до «Звездных войн» (1977). Происшедшие еще через десять лет
события освещаются в картине с подзаголовком «Атака
клонов». При бюджете в 115 миллионов долларов картина в мировом прокате
собрала 926 миллионов и еще 403 миллиона выручила за право использования
во всем мире.