В Багдаде молодой и жизнерадостный вор Ахмед ведет распутный
образ жизни. Когда он запускает руку в чей-нибудь карман или кошелек,
сноровка и хитрость помогают ему избежать наказания. Он понимает, что
Аллах-это всего лишь вымысел, и свое счастье следует искать на этом свете.
Однажды он крадет у мага волшебный струнный инструмент, благодаря которому
проникает во дворец халифа. Но там он обнаруживает сокровище более ценное,
чем те, которые собирался украсть: принцессу, дочь халифа. Она собирается
выйти замуж, но пока еще не знает за кого. Претенденты королевских кровей
расхаживают по дворцу: принц Индии, огромный как слон принц Перу, принц
Монголии, который хочет заполучить не только принцессу в жены, но и всю
власть в Багдаде. Но вот появляется принц Островов и морей (на самом деле
это переодетый Ахмед), которого без колебаний выбирает принцесса. Раздевшись,
он вынужден признаться в том, что он всего лишь вор. Его ловят и избивают
плетьми прислужники халифа. Но принцесса устраивает ему побег через секретный
проход. Она говорит своему отцу, что выйдет замуж за того, кто доставит
ей самое редкое и необычное сокровище. Принц Персии покупает на базаре
Шираза ковер-самолет, принц Индии овладевает магическим кристаллом, украденным
у идола Кандахара, а принц Монголии достает волшебное яблоко с острова
Вак. В это время Ахмед отправляется на более опасные приключения, чтобы
завоевать сердце той, которая его покорила. Он пересекает долину огня,
потом долину монстров, где перерезает горло доисторическому чудовищу.
В пещере Очаровательных деревьев одно дерево дает ему карту, согласно
которой Ахмед встречается со старцем Полночного моря, после чего убивает
гигантскую летучую мышь. Далее он подвергается искушениям русалок и проникает
в глубины океана, где встречается с Пегасом. На его спине Ахмед скачет
по небесам. В цитадели Луны он находит накидку, которая может делать невидимым
и волшебную шкатулку. Тем временем слуга, подкупленный монгольским принцем,
помогает захватить принцессу в плен. Сбегаются три принца, которые по
очереди используют магический кристалл, чтобы определить, где она находится,
ковер-самолет, чтобы долететь к ней и волшебное яблоко, чтобы попытаться
освободить ее. Но армия монгольского принца, уже давно стоявшая в боевой
готовности, врывается в Багдад. Благодаря волшебной шкатулке, Ахмед делает
так, чтобы из-под земли появилась армия в сто тысяч человек, что обращает
монгольское войско в бегство. С помощью накидки-невидимки он освобождает
принцессу и женится на ней. Двое влюбленных отправляются к небесам на
ковре-самолете…
Самый знаменитый фильм Дугласа Фэйрбенкса и одна из лучших немых американских
картин. Известно, что Фэйрбенкс принимал самое непосредственное участие
в создании этого фильма. Он выбрал сюжет, постановщиков, наблюдал за самыми
мелкими деталями съемок, придавая своему персонажу игривый и веселый тон.
Его самым важным решением было привлечение к работе Уилльяма Камерона
Мензиса («Железная маска», 1929; «Алиса
в стране чудес», 1933; «Грядущее»,
1936; «Унесенные ветром», 1939; «Дьявол и мисс Джонс», 1941; «Вторжение
с Марса», 1953; «Вокруг
света за 80 дней», 1956), чьи огромные и бесчисленным декорации стали
главным достоинством картины. Дуглас Фэйрбенкс хотел с его помощью создать,
как он выражался, «экспрессионизм наоборот». То есть фильм, наполненный
оптимизмом, который вызывал бы желание у зрителя жить (немецкий экспрессионизм
того времени, наоборот, вызывал пессимизм и подавленность). Фэйрбенкса
вдохновил на постановку этой картины фильм Пола Лени «Музей восковых фигур»
(1924). Для Рауля Уолша эта работа оказалась менее личной, чем, например,
фильм «Робин Гуд», который Аллан Дван поставил с Дугласом Фэйрбенксом
годом ранее. Режиссер придал динамизм фильму, который, тем не менее, остался
весьма поверхностным. Принца Персии играет женщина, Матильда Комон. В
некоторых эпизодах это достаточно очевидно. В 1996 году картина была внесена
на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет фильма составил невероятные
2 миллиона долларов.
«Багдадский вор» стал пиком карьеры Дугласа Фэрбенкса, который сыграл
здесь главного героя с хулиганскими стильными очками. Это еще один из
самых зрелищных и захватывающих фильмов в истории кино, уникальная и интегральная
концепция гениального создателя фильмов Уильяма Камерона Мензиса. Построив
сказочный Багдад на участке в шестьдесят с половиной акров (самый большой
в истории Голливуда), Мензис сотворил блистательный, волшебный, надолго
запоминающийся и похожий на сон, но вместе с тем вполне реальный мир с
зеркальными полами, парящими минаретами, летающими коврами, свирепыми
драконами и крылатыми скакунами. В то время как вор Ахмед занят поисками
своей Принцессы, Фэрбенкс, с обнаженным торсом и в облегающих шелковых
одеждах, создает эротичный экранный образ с подходящей партнершей Анной
Мэй Вонг в роли монгольской рабыни. Хотя официально режиссером был талантливый
Рауль Уолш, замысел «Багдадского вора» от начала и до конца разработал
сам Фэрбенкс. Здесь он выступил в качестве режиссера-постановщика и сценариста,
кинозвезды и каскадера, а также шоумена с безграничным честолюбием. Кстати,
персидского принца в этом фильме сыграла женщина-Матильда Комон.