Мальчуган
Карлос остался сиротой в результате испанской гражданской войны 1936-39
годов. Добрые люди, симпатизирующие республиканцам, отсылают Карлоса в
школу Santa Lucia, расположенную в одинокой крепости, стоящей вдалеке
от других поселений. Эта школа является приютом для сирот, оставшихся
без родителей в результате войны. Но, помимо этого, на территории крепости
находится тайник с золотом, принадлежащим республиканцам. Руководительница
школы Кармен знает о местонахождении тайника, но отказывается кому-либо
рассказывать. Но и это еще не все: в школе обитает призрак мальчика Санти,
чье место в спальне занял Карлос. Один из учеников по имени Хаиме, кажется,
знает об исчезновении Санти больше, чем говорит. Тем временем на территории
крепости обнаруживают зарытую в землю огромную бомбу, угрожающую уничтожить
не только детей, но и золото. Однажды ночью Карло забирается на чердак,
где встречается…с призраком Санти. Тот предупреждает: «Много таких, как
ты, умрет». Постепенно Карлос начинает догадываться о причине исчезновения
Санти, которое произошло в ту ночь, когда на территорию школы упала бомба.
Все указывает на то, что в деле замешан Хаиме. Может быть Санти ушел из
школы? А может быть убит? Если так, то кто виновен в его смерти?…
Картина основана на личных воспоминаниях режиссера, особенно о его отношениях
с дядей, который появлялся перед ним в образе призрака. Это любимый собственный
фильм режиссера, над которым он работал в течение 16 лет. Его сценарий
Дель Торо написал, еще будучи студентом колледжа. Проект получил свое
развитие в 1994 году, когда на кинофестивале в Майами Дель Торо, представлявший
там свой фильм «Хронос» (1993), познакомился
с Педро Альмодоваром. Тот сказал, что ему понравилась работа режиссера,
и он хотел бы стать продюсером его следующего фильма. Академия фантастических
фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала фильм на свой приз
«Сатурн» как
лучший фильм года. На кинофестивале в Амстердаме
картина получила Гран-при. На Люксембургском
фестивале фильм номинировался на главный приз. На фестивале в Жерармере
картина получила приз критиков и специальный приз жюри. Сценарий картины
был написан за 15 лет до начала съемок. Испанцы номинировали фильм на
свой приз «Гойя» за лучшие костюмы и спецэффекты. Бюджет картины составил
4, 5 миллиона долларов.