Девять
лет спустя после миссии на Юпитер доктор Хейвуд Флойд узнает от русского
дипломата, что СССР собирается выяснить, что случилось с космическим кораблем
«Discovery» и таинственным монолитом, все еще находящимся на орбите Юпитера.
Флойд чувствует свою вину за гибель экипажа «Discovery». Но между СССР
и США стоит напряженная холодная война, и Хейвуд понимает, как ему будет
трудно убедить свое правительство сотрудничать с русскими в этой экспедиции.
Но, в конце концов, ему, а также Уолтеру Курнову, инженеру «Discovery»
и доктору Чандре, создателю и программисту Хола-9000, удается это сделать
и отправиться в космос. Они встречают призрак доктора Боумана, чья трансформация
в конце первого фильма выглядела весьма загадочной, который рассказывает
им, что тогда произошло. В это время между двумя державами с новой силой
разгорается холодная война, и правительства шлют космонавтам приказ разъединиться.
Тем временем увеличившийся за это время в несколько раз монолит на орбите
Юпитера угрожает уничтожить планету. Космонавты вынуждены игнорировать
приказы с Земли, чтобы с помощью плохо функционирующего Хола-9000 предотвратить
надвигающуюся катастрофу. В заключении инопланетный разум, естественно,
поучает землян, чтобы они жили на своей планете в мире и согласии, тогда
все у них будет хорошо…
В отличие от холодной войны, царящей на Земле, в космосе устанавливается
сотрудничество между русскими и американцами. Не очень удачное продолжение
картины Стэнли Кубрика.
Доктор Хейвуд Флойд в исполнении британского актера Уилльяма Сильвестра
в первом фильме имел очень маленькую роль, а здесь в исполнении Роя Шайдера
стал центральной фигурой фильма. Всего Артур Кларк написал четыре книги,
повествующие о космических одиссеях: 2001, 2010, 2061 и 3001 годов. Спецэффектами
занимались компании «Digital Productions» и «Entertainment Effects Group».
Умерший от рака в 1995 году знаменитый советский актер Савелий Крамаров
(«Москва на Гудзоне», 1984; «Вооружен и очень опасен», 1986; «Красная
жара», 1988; «Танго и Кэш»,
1989) сыграл роль Владимира Руденко. Первоначально музыку к картине написал
член группы «Genesis» Тони Бэнкс, но она была отвергнута. Визуальными
эффектами занимался Дэвид Хардбергер («Близкие
контакты третьей степени», 1977; «Звездный
путь», 1979; «Бегущий по лезвию бритвы»,
1982; «Возвращение джедая»,
1983; «Военные игры», 1983; «Космические
шары», 1987; «Уиллоу», 1988;
«Дик Трейси», 1990; «Чужой-3»,
1992; «Судья Дредд», 1995;
«Дневной свет», 1996; «Пик
Данте», 1997; «Властелин
колец. Братство кольца», 2001). Костюмы американских космонавтов были
сделаны из ткани стоимостью 175 долларов за квадратный метр. Одного из
героев зовут Курбик: естественно, это намек на Стэнли Кубрика, режиссера
первого фильма. Интересно, что Кубрик приказал все модели космических
кораблей и декорации из картины «Космическая
одиссея 2001 года» уничтожить, чтобы предотвратить их повторное использование,
так что модель корабля «Дискавери» воссоздавали по картинкам. В эпизоде
в роли человека, сидящего на скамейке напротив Белого дома и кормящего
голубей, засветился сам Артур Кларк. Также он изображен на двух обложках
журнала «Time» в качестве Президента США и главы СССР. Актриса Хелен Миррен,
играющая русскую в этом фильме, на самом деле имеет русские корни. Голосом
компьютера «SAL 9000» разговаривала актриса Кэндис Берген. Название советского
космического корабля «Алексей Леонов» пошло от реального советского космонавта,
первого вышедшего в открытый космос. Советская космическая станция «Сергей
Киров», естественно, также была названа в честь убитого в 30-х годах руководителя
Ленинграда. Феноменально, но во время подготовительной работы над фильмом
в 1983 году между Питером Хайамсом и Артуром Кларком установили прямую
компьютерную связь по электронной почте, о которой тогда вообще не слышали
за пределами университетов, а в кинопроизводстве это было в первый раз.
По почте режиссер и писатель обменивались мнениями по поводу адаптации
романа и сценария. При бюджете в 28 миллионов долларов картина только
в США собрала более 40 миллионов и более 20 миллионов выручила за право
демонстрации в других странах мира. Картина номинировалась на «Оскар»
за лучшие костюмы, визуальные эффекты, грим, художественное оформление
и звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США
номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучшие костюмы, спецэффекты Ричарда
Эдлунда и как лучший фантастический фильм года.