The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man  The Third Man

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Third Man

«ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК»
(The Third Man)

Великобритания, 1949, 104 мин., ч/б, «London Film Productions/British Lion Film Corporation»
Режиссер, сценарист и продюсер Кэрол Рид, композитор Антон Карас
В ролях Джозеф Коттен, Орсон Уэллс, Алида Валли, Тревор Ховард

Безработный писатель дешевых детективных романов Холли Мартенс приезжает в послевоенную Вену, разделенную на сектора победившими союзниками. В городе царит разруха, процветает рэкет и черный рынок. В Вену Мартенса пригласил бывший школьный друг Гарри Лайм, который пообещал его устроить на работу. Но неожиданно Мартенс узнает, что недавно Лайм погиб, сбитый автомобилем, уехавшим с места происшествия. Поговорив с друзьями и товарищами по работе Лайма, Мартенс замечает, что в их рассказах очень много несоответствий, неточностей и даже противоречий и расхождений. Тогда Мартенс решает выяснить, как действительно погиб его друг…
Приехав на съемки в Вену, Орсон Уэллс категорически отказался сниматься в местных канализациях. В итоге продюсеру картины Александру Корде пришлось строить такие же декорации в Англии, а Уэллсу возвращаться туда. Пока Орсон Уэллс путешествовал по Европе и избегал появляться на съемочной площадке, режиссер фильма Кэрол Рид был вынужден снимать живописные виды венских канализаций, которые вошли в окончательный вариант фильма. Кроме того, он был вынужден использовать несколько дублеров Уэллса, в том числе своего помощника и будущего режиссера бондианы Гая Хэмилтона, чтобы заменить загулявшего актера. В результате Уэллс опоздал на съемки ровно на две недели. Кстати, в отделе звукового монтажа студии в то время работал еще один будущий режиссер бондианы Джон Глен. Он записал звук шагов Джозефа Коттена. Этот фильм должен стать первым в сотрудничестве двух влиятельных продюсеров Дэвида Селцника и Александра Корды, но так как фильм снимался очень тяжело, продюсеры решили не продолжать сотрудничество. А когда фильм с успехом прошел в прокате, продюсеры так разругались по поводу, кому фильм принадлежит в большей степени, что больше никогда не работали вместе. Дэвид Селцник и Кэрол Рид во время работы над этой картиной «подсели» на лекарство «Декседрин», больше известное под названием «speed». Им обоим требовался как минимум 2-х часовой сон во время каждого съемочного дня. У Кэрола Рида было три разных съемочных группы, которые снимали днем, ночью и в канализациях Вены (это нормальная практика для высокобюджетных фильмо). Но так как Рид настаивал, чтобы он стоял во главе каждой группы, в результате чего ему приходилось работать по 20 часов в день. Дэвид Селцник настоял, чтобы на главную женскую роль была приглашена Алида Валли, но когда он увидел, что Рид одевает ее в простую одежду, то начал требовать, чтобы актрисе был предан более шикарный и гламурный вид. Тем не менее, Рид с помощью Александра Корды отстоял свое видение актрисы в этой картине. На главную роль Гарри Лайма рассматривался Кэри Грант. По иронии судьбы, он постоянно присутствовал на съемочной площадке картины, приходя пообедать, когда съемки начались на студии в Лондоне. Селцнику очень не понравилась идея Рида пригласить на главную мужскую роль Орсона Уэллса. Хотя первоначально режиссер хотел пригласить Джеймса Стюарта, а Селцник предлагал кандидатуру Джозефа Коттена, который в то время был у него на контракте. Интересно, что подавляющая часть съемочной группы этого фильма ненавидела как самого Селцника, так и предлагаемые им идеи. Композитора фильма Антона Караса режиссер нашел случайно в Вене. Он пригласил его написать одну песню для фильма, а затем и всю музыку к нему. В результате Карас получил неслыханно щедрый гонорар, на который он, возвратившись в Вену, открыл ночной клуб под названием «Третий человек», которым управлял до самой своей смерти. Орсон Уэллс также озвучил своего персонажа Гарри Лайма в радиопостановке «Жизнь Гарри Лайма», которая выходила в эфир в 1951-52 годах. В американской версии фильма Селцник вырезал начальное 7-минутное повествование, начитанное самим Кэролом Ридом, заменив его текстом, прочитанным Джозефом Коттоном, который делал его персонаж Холли Мартинса менее значимой фигурой. Сценарист картины Грэм Грин списал главного персонажа фильма Гарри Лайма с реального британского двойного агента Кима Филби, который был начальником Грина, когда тот работал в британской разведке. Когда Уэллс был утвержден на главную роль, то ему на выбор предложили два варианта гонорара: твердый оклад или проценты от сборов. Уэллс выбрал твердый оклад, о чем впоследствии сильно сожалел, так как фильм стал большим хитом и проценты от сборов во много раз превысили твердый оклад актера. В Вене существовал отдельный отряд полиции, контролировавший канализационную систему города, чтобы там не скрывались от закона преступники и бомжи. В фильме они играли самих себя, когда находились не на дежурстве. На Каннском кинофестивале картина получила Гран-при. Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу, а номинировалась за лучшую режиссуру и монтаж. Англичане признали фильм лучшим английским фильмом года и наградили его своим призом «BAFTA».