В
23 веке люди живут в пост-апокалиптическом будущем. Атмосфера планеты
полностью разрушена, а люди обитают в огромных городах, покрытых куполами.
Жизнь кажется спокойной, даже идиллической: свободный секс, галлюциногенные
наркотики, исполняющие всю работу роботы под руководством всемогущего
компьютера. С одним исключением: из-за недостатка питания и территории
люди в тридцать лет обязаны лишать себя жизни, чтобы освободить пространство
для подрастающих граждан. Этот процесс называется «карусель». Тела людей
поднимают под купол, где они взрываются. Таким образом, считается, что
освободившиеся души возрождаются в другом, более молодом и непорочном
теле. Тех, кто отказывается так поступать и пытается убежать из городов-куполов,
ловят и убивают охотники. Один из охотников, двадцатишестилетний Логан,
отправляется на поиски некоторых убежавших. Ему поручают обнаружить их
убежище, где уже сосредоточилось более тысячи человек. Логану не по душе
задание, но он вынужден приступить к его выполнению, когда компьютер увеличивает
его возраст на 4 года, тем самым причисляя к беглецам, чтобы он имел возможность
втереться к ним в доверие. Логан вместе с Джессикой обнаруживает пустой
Капитолий, увитый плющом, в котором живет один старик в окружении котов.
Он доказывает им, что существует жизнь после тридцати лет. Снаружи города-купола
Логан и Джессика видят руины Вашингтона. Там нет пищи и воды, день там
жаркий, а ночь холодная. Логану кажется, что это не может быть тем убежищем,
куда так стремятся люди из сытого и благополучного города-купола. Но постепенно
он понимает, что свобода дороже любого материального довольства. Он влюбляется
в Джессику и становится настоящим беглецом. За ними в погоню отправляется
бывший напарник Логана по работе Фрэнсис. Логан решает возвратиться в
город-купол и освободить остальных людей…
Очень хорошая картина. Роль декораций будущего исполнял коммерческий центр
Далласа. Картина получила почетный «Оскар» за лучшие визуальные эффекты
Глена Робинсона, Мэттью
Юричича («На север через
северо-запад», 1959; «Бен-Гур»,
1959; «Соевая зелень», 1973;
«Молодой Франкенштейн»,
1974; «Близкие
контакты третьей степени», 1977; «Китайский
синдром», 1979; «1941», 1979; «Бегущий
по лезвию бритвы», 1982; «Охотники за привидениями»,
1984; «2010», 1984; «Ночь
страха», 1985; «Полтергейст-2»,
1986; «Крепкий орешек», 1988;
«Танцы с волками», 1990) и четырехкратного обладателя «Оскара» Л. Б. Эбботта
(«Путешествие к центру
Земли», 1959; «Доктор
Дулиттл», 1967; «Приключения
Посейдона», 1972). Картина также номинировалась за лучшую операторскую
работу и художественное оформление. Зато Академия фантастических фильмов,
фэнтази и фильмов ужасов США завалила картину своими призами «Сатурн»
за лучшие костюмы, художественное оформление, операторскую работу, грим,
декорации и признала картину лучшим фильмом года. На международном кинофестивале
в Москве картина претендовала на Гран-при. Авторы романа Уилльям Нолан
и Джордж Клейтон Джонсон были вдохновлены социальными беспорядками середины
60-х годов и контркультурой молодого поколения, ставшего в насильственное
противостояние истеблишменту старшего поколения. Они увидели этот взрыв
как результат беспрецедентного экономического процветания и технологического
прогресса, делающего подрастающее поколение, лишенное трудностей прошлого,
менее мотивированным нести ответственность за свои жизни. В будущем роль
родителей и государства всеобщего благосостояния будет под контролем всемогущих
технологий. Молодое поколение теперь принадлежит к истеблишменту. Гедонизм
и самоудовлетворение становится высшей социальной ценностью и те, кто
поклоняются семье, работе, кто не боится ответственности, рассматриваются
как опасные подрывные элементы. Десятилетие спустя, юные повстанцы 60-х
станут старше, мировая экономика пострадает от нефтяного кризиса, но гедонизм
будет все еще главной ценностью, и видение будущего в «Бегстве Логана»
выглядит очень правдоподобным. А идея принудительного ограничения жизни
не будет таким чужим для поколения, выросшего на лозунгах, типа «Не верь
никому старше тридцати!». В книге, вышедшей в 1967 году, люди жили только
до 21 года, а в фильме-до тридцати. Позднее был снят одноименный короткий
сериал. В маленькой роли снялась Фарра
Фоссетт («Ангелы Чарли», 1976; «Кто-то
убил ее мужа», 1978; «Обгоревший»,
1979; «Сатурн-3», 1980; «Гонки
пушечное ядро», 1981; «Апостол», 1997), которую увидел на теннисном
корте Майкл Йорк («Кабаре», 1972; «Убийство
в восточном экспрессе», 1974; «Остров
доктора Моро», 1976; «Остин
Пауэрс-международный человек-загадка», 1997; «Проклятие адского дома»,
1999; «Код Омега», 1999). Он
убедил Майкла Андерсона дать ей небольшую роль в фильме. При бюджете в
9 миллионов долларов картина только в США собрала 25 миллионов и еще 9,
5 заработала за право демонстрации в других странах. Первоначальным выбором
на главные роли были Джон Войт и Линдсей Вагнер, а на роль Старца (которую
сыграл Питер Устинов) планировался Джеймс
Кэгни. Роль Фрэнсиса должен был играть Уилльям Дивейн, но он вышел
из проекта. Часы на руках всех героев становились желтыми по достижении
ими 8 лет, зелеными-16-ти лет и красными по достижении 23 лет. Когда их
возраст приближался к 30-ти годам, часы становились черными. То же самое
происходило с одеждой героев (кроме «песочных людей, которые всегда были
одеты в черное). Майклу Йорку, Ричарду Джордану и Майклу Андерсону было
уже за тридцать, когда они снимали этот фильм. Первоначально планировалась,
что продюсером картины будет Джордж
Пал, но к моменту начала съемок он уже покинул студию «MGM». Лазерные
пистолеты «песочных людей» содержали небольшие картриджи с бутаном, но
газ не всегда давал вспышку при нажатии на курок, что создавало проблемы
при съемках. Сцена в ледяной пещере снималась летом в Лос-Анджелесе. Люди,
замороженные во льде, были не манекенами, а настоящими людьми, покрытые
белым спреем. Род Серлинг написал для своего сериала «Сумеречная зона»
сценарий к отвергнутому эпизоду под названием «Счастливое место», где
людей уничтожали по достижении ими не тридцати, а шестидесяти лет. Интересно,
что продюсер картины Сол Дэвид продал право на сценарий Ирвину
Аллену, но тот в то время был на пике популярности после успеха картин
«Приключения Посейдона»
(1972) и «Вздымающийся ад»
(1974), поэтому отложил сценарий «Бегства Логана» «на черный день». В
результате у Сола Дэвида появился шанс продюсировать фильм самому, чем
он и воспользовался, попутно пригласив штатного постановщика спецэффектов
Ирвина Аллена Л. Б. Эбботта, с которым раньше работал на студии «20th
Century Fox» над картинами «Фантастическое
путешествие» (1966) и «Our Man Flint» (1966). Интересно, что, несмотря
на громкое имя и довольно значительную роль, персонаж в исполнении Питера
Устинова не появился в трейлере к фильму.