Лондон.
1894 год. Хирург и профессор анатомии Фредерик Тревес посещает ярмарочный
аттракцион под названием «Человек-слон». Выступающему в нем Джону Меррику
21 год. Его мать на четвертом месяце беременности разродилась уродом.
В детстве Меррик болел хроническим бронхитом, его тело было покрыто опухолью,
и позвоночник сильно искривился. Кроме этого, его лицо и череп подверглись
уникальной деформации. Профессор Тревес договаривается с владельцем аттракциона
Бейтсом, чтобы он отправил Меррика в его госпиталь. Там он осматривает
Меррика и показывает своим коллегам. Профессор считает, что Меррик-прирожденный
идиот. Тревес помещает его в госпиталь. Он пытается заставить Меррика
произнести несколько элементарных слов. После чего устраивает встречу
Меррика с главным врачом госпиталя, Карром Гомом, который уходит с твердым
убеждением, что пациент механически повторяет слова, которые Тревес вкладывает
в его уста. Но когда ученые случайно слышат, как Меррик рассказывает библейские
псалмы, то меняют свою точку зрения. Через некоторое время профессор Тревес
замечает, что Меррик может говорить и писать как обычный человек его возраста.
Но из-за повышенной чувствительности и страданий, которые ему довелось
перенести, он просто стесняется. Тревес узнает о мучениях, которые Меррику
пришлось вытерпеть, когда он был в жестоких руках владельца аттракциона
Бейтса. Профессор Тревес приглашает Меррика выпить чаю в компании с его
женой. Меррика до слез трогает ее красота. Мало-помалу, человек-слон становится
местной знаменитостью. Актриса Мадж Кендал приходит посмотреть на него
и дарит ему книги. Меррик начинает посещать места, где собираются представители
высшего лондонского света. Королева присылает в Совет администрации госпиталя
послание с поздравлениями, касающимися предоставления приюта Меррику.
Это кладет конец пререканиям между членами Совета, которые хотят выгнать
его из госпиталя, и сторонниками профессора Тревеса. Меррика размещают
в отдельной палате. Предприимчивый служащий госпиталя организовывает тайные
платные визиты к монстру. Клиенты, которых он приводит в палату Меррика,
смотрят на любопытного пациента и унижают его. Однажды среди посетителей
оказывается Бейтс, который хочет вернуть своего человека-слона. Мучения
Меррика начинаются снова. Однажды ночью Бейтс запирает его в клетке для
обезьян. На следующий день посетители ярмарки освобождают Меррика и сажают
на пароход. На свободе Меррика преследуют взрослые и дети. Полицейский
приводит его в госпиталь. У Меррика снова начинается спокойная жизнь,
и он начинает общаться с Тревесом. Тот впервые приводит его в театр. Мадж
Кендал посвящает ему спектакль, и Меррику аплодирует публика. Этим же
вечером он заканчивает делать маленький макет церковного собора, ложится
на кровать и умирает…
Второй фильм Дэвида Линча в некотором смысле противоположен первому. «Головоластик»
(1976) дает реалистичную силу истории экстравагантной и фантастической.
«Человек-слон» наоборот придает фантастическую широту реалистичной интриге,
основанной на биографии реального человека. Героя «Головоластика» к концу
картины становится все более и более невозможно, просто невыносимо видеть.
Персонаж «Человека-слона» по ходу повествования все более прогрессирует
в сторону гуманности, и это особенно видно по зрителю, который сам становится
все более человечным. В этой эволюции заключено самое существенное послание
фильма. Очевидно, что «Головоластик» был предназначен для ограниченного
круга зрителей, а «Человек-слон»-для более широкой публики. Свой интерес
к странному, загадочному, чудовищному, которое существует в обычной жизни
и вызывает большей частью неприятие и раздражение окружающих, тридцатичетырехлетний
Дэвид Линч наиболее тонко и деликатно, без эпатажа, а потому с триумфом
выразил в этой картине. Он максимально аутентично, приближенно к среде
викторианской Англии, но стилизованно, как бы в духе первых немых картин
рассказывает историю Джона Меррика, человека-слона, прозванного так за
свою деформированную голову, которую скрывает в специальном балахоне из
мешковины с прорезями для глаз. Но режиссер стремится пробудить человеческое
сочувствие к герою, лишенному любви и тепла. Изгой из касты неприкасаемых
превращен в забавный экспонат кунсткамеры, посмешище в балаганах, объект
травли и презрения со стороны аристократической знати и охочей до скандала
прочей публики. Только обратившись к известному профессору Тревесу с просьбой
о помощи, Джон Меррик впервые встречает понимание и заинтересованное участие
в своей судьбе. Стиль высокой мелодрамы, призванной вызывать благородные
и светлые чувства, по всей видимости, привлекал американских зрителей
и в пьесе, которая шла на Бродвее. Фильм Линча тоже добился хороших результатов
в прокате, что было редкостью для подобного сложного произведения. Режиссер
не ограничился сентиментальным повествованием, выстроив целый ряд литературных
и кинематографических отсылок (от Виктора Гюго до Гастона Леру, от призрака
оперы в исполнении Лона Чейни
до настоящих уродов в ленте «Уроды»
Тода Броунинга), поставив
картину в ряд изысканий создателей готических историй о мире ужасного.
Дэвиду Линчу не случайно понадобился опытный английский оператор Фредди
Франсис, который сам поставил несколько картин о загробных и сверхъестественных
силах. Традиции европейской классической манеры изображения запредельного
и ирреального искусно переплетаются с принципами слезливого показа различных
монстров в американском кино, где чудовище должно быть внешне неприятным,
даже противным, но в конечном счете провоцировать жалость («Франкенштейн»,
1931; «Кинг-Конг», 1933).
Линч склонен предпочесть подлинное уродство вместо придуманного, снять
словно черно-белую хронику взамен фантастических ужасов, чтобы отвращение
было смешано с чувством стыда. Джон Меррик, человек-слон, показываемый
на ярмарках и аттракционах-будто зверь в клетке, выставленный на потеху
зевак, которые начинают испытывать гадкое тайное ощущение превосходства
над ним. Лента Линча, не исключающая ответного отклика растроганных зрителей,
сделана, тем не менее, строго и дистанционно по отношению к странной истории,
которая кажется лишь частным примером куда более ужасной действительности,
скрытой под покрывалом благочинного, изысканного, почти ритуального существования
викторианской Англии. Похожий фильм в 1974 году поставил Вернер Херцог
под названием «Загадка
Каспара Хаузера». В том же 1980 году вышел американский телефильм
«Человек-слон», поставленный Джеком Хофсиссом. Гримом занимался Стюарт
Крейг, работавший над картинами «Супермен»
(1978), «Сатурн-3» (1980), «История
мира» (1981), «Ганди» (1982), «Грейсток»
(1984), «Опасные связи» (1988), «Английский пациент» (1996), «Ноттинг-Хилл»
(1999), «Гарри
Поттер и философский камень» (2001). Картина номинировалась на «Оскар»
за лучшее художественное оформление, костюмы, режиссуру, актера (Джон
Херт), адаптированный сценарий, музыку, монтаж Анны Коатс («Лоуренс
Аравийский», 1962; «Беккет», 1964; «На линии огня», 1993; «Вне поля
зрения», 1998) и как лучший фильм года. На кинофестивале в Аворьязе
картина получила Гран-при. На «Золотой глобус» картина номинировалась
за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Херт) и как лучший фильм года.
Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление,
актера (Херт) и как лучшему фильму года, а номинировали за лучшую режиссуру,
сценарий, монтаж и операторскую работу. Картина также номинировалась на
две музыкальные премии «Грэмми». Французы вручили картине свой приз «Сезар»
как лучшему иностранному фильму года. Настоящее имя Меррика не Джон, а
Джозеф Кэри. Он родился в Лейсестере в 1862 году, а умер в лондонском
госпитале в 1890 году от очень редкой болезни. Грим актеру Джону Херту
каждый раз наносился в течение 12 часов. При бюджете в 5 миллионов долларов
картина в прокате США собрала 26 миллионов.